Среда
24.05.2017
00:39
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей

.

Экспозиции

Экспозиция "Каинск. 1722 - 1917 гг."

    История г. Каинска – это уникальная страница в освоении Сибири. Каинск входит в число 43% исторических городов России, которые были созданы и получили статус города в период Екатерининских реформ (вторая половина XVIII в.); это один из первых сибирских городов, в котором открылись женское училище (1860г.) и публичная библиотека (1861г.). Каинск следует рассматривать как пример сотрудничества разных национальностей, разных культур, разных менталитетов. Налицо исторический опыт дружественного освоения Сибири. Родившись на пересечении сухопутных и речных торговых артерий, город стремительно превратился в крупнейший экономический центр Западной Сибири в начале XIX в. История города, кроме быстрого экономического роста, имеет еще одну особенность – это место привлекало к себе людей разных национальностей: поляков, евреев, русских и т.д. Каинск называли вторым Иерусалимом, поскольку именно здесь было единственное место в Западной Сибири, где существовали синагога, римско-католический (польский) костел, немало и православных храмов. Каинск интересен своим деревянным зодчеством, архитектурными памятниками конца XIX - начала XX вв.

     Это и многое другое послужило тому, что в 1990г. Каинску – Куйбышеву был присвоен статус исторического города Российской Федерации.

   Современный Куйбышев является преемником культурных традиций, составляющих специфическое наследие города. Несмотря на значительные утраты, современный Куйбышев сохраняет облик старинного малого сибирского города.  Сохранена целостность городского центра, деревянная застройка ряда улиц.

 Цели экспозиции:

- отразить процесс зарождения, становления, сохранения, развития и расцвета традиционной культуры и инноваций народов, проживающих на данной территории (г.Каинск , Каинский уезд - город Куйбышев, Куйбышевский район);

- внести вклад в процесс воспитания исторического сознания населения и его интернационалистского мировоззрения многонационального населения вышеобозначенного региона;

- поддерживать статус музея, как центра по сохранению и пропаганде этнокультурной среды города Куйбышева и Куйбышевского района;

 Идея экспозиции:

    Показать уникальную историю одного из первых городов Западной Сибири через документальные и вещественные свидетельства эпохи; новым является осмысление исторических фактов через деятельность и судьбы горожан.

Основные разделы:

    1. Барабинские татары;
    2. Освоение Барабы;
    3. Город Каинск. 1782 – 1917гг.
     Экспозиция размещена в здании, которое является памятником истории местного значения «Дом, в котором с 1919 года размещался Уездный комитет комсомола», также оно является памятником архитектуры начала ХХ века. Здание сохранило в  целом первоначальный облик, но почти полностью утратило прежнюю планировку, не сохранилось никаких элементов первоначального интерьера. Поэтому, опираясь на аналоги и стилистические особенности строительства того времени, использованы современные технологии, имитирующие строительные материалы, использовавшиеся при строительстве в начале  ХХ века (мокрая штукатурка,  многочисленные штукатурные тяги, побелка, паркетный пол).
    Для экспозиции «Каинск. 1722 – 1917гг.» специально  определен зал на первом этаже площадью 201,6 кв.м.

    Авторы  экспозиции (Павлова Н.И. - директор, Гайер И.Н. - научный сотрудник, художник-оформитель – Скультецкий Ю.Е., преподаватель Детской художественной школы Куйбышевского района) предпочли тип сочетания экспонатуры и экспозиционного помещения - гармоничный, чтобы особо подчеркнуть архитектурную,  историческую значимость экспозиции и здания. Это объясняется следующим: музейность, мемориальность приобретает первый этаж купеческого особняка 1911г. постройки  (дом купца I гильдии Левако И.А.), так как «пространство историческое продолжает в новом времени свое бытие», обретая новые формы.


     Авторы экспозиции остановились на одном из распространенных методов показа музейных предметов – комплексно-тематическом (музейные предметы выставлены в динамике, взаимной связи и обусловленности). Традиционные музейные предметы – документы, фотографии, вещевые экспонаты и т.д., используемые для строительства экспозиции, традиционно объединены в комплексы, посвящены событиям, что позволяет лучше осветить заявленную тему. Несмотря на то, что комплексы разнообразны, каждый рассматривается в связи с другими, тематически связанными комплексами. Кроме вышеобозначенного метода показа музейных предметов, в экспозиции представлен метод коллекционного показа (деление материала по отраслям материальной культуры): керамика, стекло, ткани, нумизматика… и т.д., а также ансамблевый метод показа (диорама «Общий вид г. Каинска с Иоанно-Предтеченской церкви»). В экспозиции демонстрируются раритеты музея («кунсткамерная» экспозиция), которые размещены по принципу декоративности.  Таким образом, для экспозиции «г. Каинск. 1722 – 1917гг.» характерно разнообразие методов показа музейных предметов, причем ведущим остается комплексно-тематический.
    Материалы первого раздела представляют фрагментарный показ истории барабинских татар за большой период, с древнейших времен до начала ХХ в., на основании изучения археологических, письменных и других исторических источников, трудов исследователей. Авторы экспозиции  рассматривают историю сибирских  татар, как часть истории татарского народа в целом. С гордостью музей представляет свои экспонаты: камзол татарский с серебряными застежками XIX в. и др. оформлением из серебра, серебряные элементы нагрудных украшений камзола XIX века, браслеты орнаментированные конца XIX – начала ХХ вв., височные украшения середины XIX в. (по определению монет), учебная литература на арабском языке (математика, эстетика, арабский язык и религия) 1911 – 1912гг., предметы религиозного культа (напр., четки, Коран и т.д.) и быта (напр., кумганы  нач. ХХ в., читек и т.д.). Этнографические материалы являются ценнейшим источником для изучения и демонстрации в экспозиции Куйбышевского краеведческого музея  процесса развития национально-самобытной культуры местного населения (барабинские татары).

    Отдельным комплексом представлен жилой купеческий интерьер конца XIX – нач. ХХ вв.  Это пример ансамблевого метода показа музейных предметов.

    Тенденция ввести в интерьер как можно больше вещей – основная черта убранства комнат времени эклектики (механическое, чисто внешнее соединение разнородных взглядов),  именно к этому периоду относится декор жилых домов г. Каинска. Основная стилистическая направленность декора – пышная эклектика. Органично вплетающая мотивы строгой классики и причудливого барокко, русского национального стиля и элементы петербургской жилой архитектуры.  Разностилье привносило в  особняки конца XIX – нач. ХХ вв. каинских купцов налет романтической старины и в то же время новизны, позволяло варьировать самые разные формы добиваясь оригинальных и подчас неожиданных впечатлений.

    Собрание городской мебели конца XIX – нач. ХХ вв. в Куйбышевском краеведческом музее  г. Куйбышева характерно для мещанско-купеческой среды города. Быт городского населения провинции конца XIX – нач. ХХ вв.  скромен, как бы исключением является город Каинск. Основа интерьера – мебель, заполнившая городские квартиры этого времени. Она представлена промышленными образцами и изделиями мелких производителей. Развитие транспортных средств, торговли и рекламы способствовало проникновению в провинцию изделий самых известных фирм. В коллекции музея имеется мебель с клеймом московской фирмы венской мебели «Яков и Иосиф Кон» (Johann Kohn & C) и польской фирмы  «К. Войцъховъ».


     Интерьерная композиция: тяжелые занавеси бордового цвета с «золотым» оформлением (новодел), укрепленные на гардине из купеческого особняка,  отделяют квартиру от города; шкаф для одежды конца XIX – нач. ХХ вв., кожаная мебель  второй половины XIXв. (кресло, диван в 20-е гг. ХХ в.  были перетянуты искусственной кожей), венская мебель фирм «Johann Kohn & C», «К. Войцъховъ», шкаф для посуды XIXв. с вензелем «Н I», стол для гостиной, покрытый бархатной скатертью с золотым шитьем середины XIXв., особую значимость в интерьере приобретают чернильницы XVIII, XIX в...., изящно представлены зеркало,  столовая посуда фирм «Товарищество М.С. Кузнецова», «Товарищество И.Е. Кузнецова», «Товарищество И.Е. Кузнецова на Волховъ», молочник XVIII в. с элементами позолоты, вилки, ложки, щипцы для сахара и т.д. Подлинной жемчужиной данного интерьера будут являться каминные принадлежности в виде скульптуры малой формы «Собачки» (каслинское литье), вторая половина XIX в.) Со второй половины XIX в. каслинские чугунные изделия находят широкое распространение в обиходе  широких слоев городского населения России.
    Здесь - «просто и уютно», удобен и покоен быт. Небольшие, обычно в строгом обрамлении фотографические портреты заполняют пространство стен. Немало способствуя зрительной дробности интерьеров, фотографии как бы подчеркивают и то ощущение тесноты, которая, как в тот период признавали современники, располагала к  уюту. По мнению авторов экспозиции, фотографии привносят в интерьер лирику воспоминаний, сохраняют связь времен, оставаясь подчас тем единственным, что хранит память о давнем доме…

    В экспозиции «г. Каинск. 1722-1917гг.» мир вещей крестьянского быта сложился в особый конгломерат. В музейной коллекции более 20 самоваров. Когда-то они украшали семейные столы в глубинке России, а теперь всей своей разнофигурной массой выстраиваются на музейном подиуме и «узкой ниточкой»  связывают нас с прошлым. Основную часть собрания (именно она будет представлена в экспозиции) составляют самовары, изготовленные на Тульских фабриках, хронологические рамки которых определяются концом XIX - началом ХХ веков. Представлена большая коллекция предметов хозяйства русских, которая отражает народный быт разных районов Западной Сибири, в основном, город Каинск и Каинский уезд конца XIX - начала ХХ вв. Экспозиция предметов русской этнографии включает предметы хозяйства, материальной и духовной культуры и, наконец, предметы одежды и украшения. Всего, согласно ТЭПа, предполагается представить более 180 предметов. В составе вышеобозначенной коллекции есть орудия земледелия и скотоводства: железный плуг, серпы нескольких типов, косы – литовки, грабли,  путы.

    Наиболее полно в экспозиции представлено прядение и ткачество русского населения г. Каинска и уезда: значительную часть этой коллекции составляют ткани домашней выделки (в большей степени, небольшие образцы) – холсты (преимущественно, льняные многоремизного и рельефного мелкоузорчатого ткачества).  Предметы Куйбышевского краеведческого музея  представленные в экспозиции, позволяют достаточно полно представить весть технологический процесс от обработки исходного сырья до получения полотна. В их составе мялка, трепала, щети, гребни, веретена, прялки, самопрялки, образцы нитей, вьюшка, скально, ткацкий станок и детали к ним. В составе экспозиции есть предметы домашнего хозяйства: рубели, вальки, скалки, жернова, ступы, пест (новодел), маслобойки, лопаты, коромысло, кочерга. Несомненную ценность имеет коллекция керамики (крынки, кувшины, горшки и т.д.), как образец гончарной продукции.


     Большую познавательную и эмоциональную ценность экспозиции имеет диорама «Общий вид г.Каинска с Иоанно-Предтеченской церкви. 1905г.». Стремление достичь художественной правды через соединение абсолютной достоверности места действия с убедительностью «живого образа» привело Ю.Е. Скультецкого и экспозиционеров музея к необходимости увидеть и запечатлеть «старый» Каинск: на переднем плане макеты домов жителей города, дорога, телега…, плавно переходящие в рисованную панораму. Отделяет посетителя и диораму наличник (подлинник, конец XIX в.), приоткрыв ставни которого, перед нами «оживает» старый Каинск. Диорама легко воспринимается и эмоционально воздействует на посетителя.
    Нумизматическая коллекция представлена монетами, которые образуют две категории определяемых временем их выпуска и специфическими особенностями:

    -платежные слитки до реформы Петра I в начале ХVIII в.,

    -монеты императорского периода.

    Первая категория монет представлена двумя единицами. Изучение этих монет позволяет сказать лишь следующее: слитки эти редки, не поддаются определению и имеют непритязательное внешнее оформление.

    Монеты императорского периода – это монеты регулярного чекана, с точной датировкой, с указанием имени правителя, наминала и места чеканки. Коллекция представлена серебряными и медными монетами. Они классифицированы по принципу единства монетного типа их лицевой и оборотной сторон. Ввиду отсутствия единого критерия, позволяющего четко разграничивать различные монетные типы, к одному монетному типу условно отнесены монеты, у которых тождественны основные элементы монетного типа аверса или реверса при любых различиях в добавочных элементах. Поэтому каждая классификационная группа включает в себя монеты всех номиналов, схожих между собой по характеристикам аверса и реверса, определяемым такими обобщенными категориями, как «портрет императора», «государственный герб», «вензель императора», «обозначение номинала монеты» и т.п.

    Некоторые классификационные группы, составленные по указанному выше принципу, получились настолько большими по объему, что каждую из них пришлось разбить по царствованиям.

    Большой интерес для посетителей должны представить сибирские монеты с монетным знаком  К (олыванская)  М (онета), чеканенные Екатериной II в 1763-1781гг. в Сибири (монетный  двор  в Нижнем  Сузуне) из меди Колыванских  рудников. Эти монеты  представлены достоинством 10, 5, 2, 1 копейки, денга, полушка.

    Экспозиция музея включает в себя уникальные музейные предметы (раритеты музея). В качестве примера можно привести такие экспонаты, как медаль «В память священного коронования1896г.»,  медаль «В память 50-летия освобождения крестьянства от крепостного права1911г.»,  крест юбилейный в память 300-летия Дома Романовых «Господемъ Царie царствуютъ: «М× N» «Ĵaxгі× ×Ĵaигі». 1913г., печать Кожевниковского сельского старосты Ново – Ярковской волости Каинского уезда, конец XIX – нач. ХХв., пластина металлическая с дарственной надписью Шкроевым, пластина металлическая «Ломовой извозчик № 54 К.Г.К.Х», конец XIX – нач. ХХв., нагрудный знак «За веру, царя и Отечество», конец XIX – нач. ХХв., бутылка ямщицкая, скульптура «Мусульманский бог Огня ?» и т.д.

    Тематические комплексы дополняются репродукциями видов города Каинска 1903 – 1905гг., выполненными в компьютерной обработке: «г. Каинск. Большая улица», «г.Каинск. Угол Базарной и Московской улиц», «г. Каинск. Городское управление», «г. Каинск. Мост на р. Омь» (всего 33 ед.).

    Для экспозиции отобраны подлинные предметы основного фонда музея, незначительное место занимают научно – вспомогательные материалы.

    К отдельным экспонатам даны этикетки, есть и подробные аннотации. Пояснительные тексты занимают незначительное место.

    Документальной основой для эскизного проекта архитектурно-художественного решения является тематико-экспозиционный план. Архитектурно-художественное решение экспозиции было продумано заранее. Авторы экспозиции совместно с художниками определили архитектурное оформление зала (Проект архитектурного решения согласован с НПЦ по сохранению историко-культурного наследия при администрации НСО), окраску стен, освещение и арматуру помещения, экспозиционную мебель, а самое главное – размещение ведущих экспонатов. Ведущие экспонаты помещены в центре (центральные подиумы №№ 1, 2, 3). Подчеркнута их доминантная (ведущая) роль созданием вокруг свободного пространства. Это должно привлечь внимание посетителей.

    В оформлении экспозиции применен типографский шрифт и компьютерный набор.

    Большую роль в экспозиции играет цветовое и световое решения. Основные цвета экспозиции – капут – мортуум - бордовый  (холодный) и оттенок серого (теплый). Два этих цвета, работающих в единой «связке» не конкурируют друг с другом. Напротив, благодаря нюансному сочетанию теплых и холодных по своей сути колористических тонов, вся цветовая среда зала обретает определенный порядок. Особое внимание уделено созданию эстетической среды для музейных предметов в экспозиционном зале: витрины из «чистого» дерева повторяют образцы мебели XIXв.  В витринах часть музейных предметов скрыта  в полумраке, другие ярко освещены: в первый момент посетителя привлекает яркое пятно освещенного пространства, а затем внимание переносится непосредственно на экспонат.

    Авторы экспозиции предусмотрели систему ориентации посетителя в экспозиции: изготовлены указатели, путеводитель по экспозиции, роль гида будет выполнять дежурный экскурсовод.

    Маршрут осмотра экспозиции – кольцевой.

    Таким образом, экспозиция «г. Каинск. 1722 – 1917гг.» как по глубине научного содержания и масштабности поставленных задач, так и по архитектурно-художественному уровню отражает новейшие достижения исторической, этнографической и музееведческой наук, а также соответствует запросам современного общества, доводит до сведения посетителей современный взгляд на историю родного края музейными средствами.